Новости
Классическая литература – интересно или скучно?
Оказывается, качканарские школьницы не просто читают классику, но и влюбляются в ее героев. Значимость Достоевского, Толстого, Пушкина и других авторов, родившихся более 150 лет назад, обсудили в библиотеке. За чашкой чая собралась небольшая компания из учащейся молодежи, библиотекарей и учителя русского языка.
– Интересна ли современным школьникам классическая литература или они её читают по необходимости? Если интересна, то чем? Читают ли они авторов-современников вне школьной программы? Все эти вопросы мы задали читающим ребятам и получили интересные ответы, – рассказывает библиотекарь Екатерина Никитина.
Тон дебатам задали библиотекари. Они предложили подумать о том, что литература всегда описывает вечные проблемы человечества:
– Основные проблемы человечества не меняются. Подумайте, что волнует людей больше всего: где добыть деньги, неразделенная любовь, смысл жизни, как сделать так, чтобы меня уважали и ко мне прислушивались, когда у меня уже всё будет хорошо? Эти вопросы человек задает себе не просто веками, тысячелетиями. В этом плане классика всегда будет актуальной, – доносит ребятам свою точку зрения библиотекарь Екатерина Игоревна.
Другой библиотекарь, по сценарию, формулировал противоположную точку зрения:
– Соглашусь, что ряд проблем во все времена у общества одинаков. Но, во-первых, подходы к решению проблем сменились кардинально. И брать за пример героев классики нельзя. Во-вторых, и проблемы изменились. Например, проблема развода в обществе, которая нагнетается в «Анне Карениной» вообще не понятна современным людям, в нашем обществе разведенные семьи – это норма. Проблемы угнетенных крестьян тоже трудно понять в 15 лет. Я считаю, классическая литература слишком сложна для подростков 15-16 лет, – парирует библиотекарь Екатерина Пушкарева.
– Я не выбираю одну сторону. Ценность литературы я оцениваю её вкладом в культуру. Книги, которые ни на что не влияют, я не читаю, они существуют для развлечения. Я стараюсь читать то, что развивает дух и интеллект, – делится мнением студент КГПК Кирилл Лобанов.
Свое мнение выразила педагог литературы Татьяна Викторовна Волохина:
– Соглашусь, что классическая литература действительно «не по возрасту» современным детям. Кроме того, на уроке литературы бесполезно говорить о произведении без погружения в исторический контекст. Обязательно нужно знакомить детей с реалиями крепостного права, восстания декабристов и других исторических событий, от понимания появится и интерес. Но и современные книги, лауреаты престижных премий, я уверена, станут классикой, например «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной.
Татьяна Викторовна отметила, что школьная программа раз в несколько лет пополняется современными книгами, например Людмилой Улицкой и Диной Рубиной.
– Я спросила у ребят в своем классе, какие книги они читают, и, конечно же, все ответили, что читают произведения современные, о нас, подростках XXI века. Эти книги легче воспринимаются, – рассказывает Дана Абдуальманова, ученица 9 класса школы №3.
Тему значимости личности героя для современного читателя задела и педагог литературы:
– Я преподаю 10 лет, раз в несколько лет приходит время читать «Героя нашего времени» Лермонтова, и каждый год в классе находятся девочки, которые влюбляются в образ Печорина, – поделилась интересным фактом Татьяна Волохина. – Это к тому, что, несмотря на кажущуюся «непонятность» классической литературы, её сложность, ребята сопереживают героям отечественных классиков. Им интересны образы, сюжеты. Так что классическая литература находит своих читателей и среди современных школьников.
И классическая литература, и современная может быть интересной, захватывающей, увлекающей и замечательной, а также скучной и тяжелой вне зависимости от времени её написания. Из библиотеки ребята уходили с мыслью, что читать нужно разные книги, лишь читая много, можно найти настоящие шедевры, которые станут любимыми на всю жизнь.
Екатерина Пушкарева