Новости
«Театр уж полон; ложи блещут…»
2019-й год Указом президента объявлен в России годом театра. У библиотеки и театра очень много общего! Во-первых, и то, и другое – учреждение культуры. Во-вторых, и там и там заложен «литературный фундамент» – романы, сказки, пьесы, либретто. И, в-третьих, чаще всего и в театр и в библиотеку ходят «для удовольствия», чтобы ощутить эстетический восторг от просмотра спектакля или прочтения любимого произведения.
Да, театр со сценой, кулисами, гримерками, любимыми актерами никого не оставляет равнодушным. Очаровывающее влияния театра обнаруживает себя везде, и прежде всего в несценических видах искусства. Более тесно с ним, конечно же, связана живопись.
С 25 апреля на Юношеском абонементе открывается выставка-вернисаж «Дыхание театра в картинах художников». Фонды нашей библиотеки богаты прекрасными изданиями по искусству, альбомами по живописи и графике. И мы предлагаем вам, вместе с нами наладиться творчеством известных живописцев мира.
Например, побывать в Париже конца XIX века и увидеть его глазами французского художника-импрессиониста Камиля Писсарро, полюбовавшись «Оперным проездом в Париже», где по влажной мостовой неспешно прогуливается публика с зонтиками, снуют экипажи, а за туманом в конце улицы прячется целый город…
Или очутиться в России на «Масленице» Бориса Кустодиева. Навстречу мчит лихая тройка, купцы ведут неторопливую торговлю, вальяжно шествует знать… и в полной мере перед нами ярко раскрывается ощущение зимней радости, морозной свежести, жизни, веселья, счастья…
Многие художники, создавая декорации для спектаклей, признавались, что их волнует даже «запах театра». Любил заглядывать за кулисы Жан Беро - французский салонный живописец, изображавший жизнь Парижа и парижского светского общества. Одна из его картин так и называется - «За кулисами оперного театра».
Эдгар Дега был завсегдатаем театра. Художник показал нам, зрителям разные уголки театра: и сцену, и фойе, и артистическую уборную, балет, живущий особой жизнью, и рядовую балерину: «Репетиция балета на сцене»,
«Танцовщицы в желтых пачках» «Фойе оперного театра»Невозможно не восхититься его «Голубыми танцовщицами», очарование полотну придают крупные голубые мазки пастелью. Четыре юные балерины в ярко-голубых пачках готовятся к выходу на сцену. Дега застал их в минуту последних приготовлений: еще мгновение и девушки выстроятся в ряд и грациозно выпорхнут к зрителям.
А на полотне Дмитрия Левицкого шаловливые десятилетние «Смолянки», воспитанницы Смольного института благородных девиц, разыгрывают сцену из комической оперы «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Этот портрет написан художником по заказу императрицы Екатерины II.
«Старый Королевский театр» Густава Климта, основоположника модерна в австрийской живописи, впечатляет даже самого искушенного зрителя. Прежде чем взяться за это полотно, Климт сделал около полутора тысяч эскизов, использовал смесь матовых красок, меда и камеди. Художник изобразил около 150 человек, у большинства из которых были реальные прототипы.
А венгерский придворный живописец Михаил Зичи предлагает нам очутиться в «Спектакле в Большом театре по случаю коронования императора Александра II».
И хочется до мельчайших подробностей рассмотреть полотна блестящего итальянского портретиста Джованни Больдини - «Женщина с веером, сидящая в театре, Графиня Расти», муза художника. И самый узнаваемый портрет в мире - «Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара, узнать, почему она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем Ренуар приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?В «Русскую Терпсихору» - романтический символ русского балета первой половины ХIХ века, были влюблены все. И увлеченно как и все включился в общую погоню за очаровательной нимфой, восемнадцатилетний Пушкин вырвавшийся на волю из Лицея-«монастыря». Поэт восхищался талантом балерины и в первой главе романа «Евгений Онегин» посвятил ей восторженные строки:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…
«Авдотья Истомина» - портрет неизвестного художника.
А «Портрет М.Н. Ермоловой» кисти Валентина Серова впечатляет многих. Перед нами гениальная актриса, цельная личность, взгляд удивляет глубиной, в нем отражается вся многогранная суть ее натуры. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Создается полное впечатление, что мы созерцаем монументальную скульптуру.
О театральном творчестве художников можно рассказать еще немало интересного. С театрами сотрудничали такие живописцы как Васнецов, Коровин, Поленов, Бенуа, Врубель, Бакст, Левенталь и другие.
«Театр – это праздник!» - говорил Юрий Пименов, советский живописец, театральный художник и график, педагог. - «Помню, как мальчишкой впервые попал в оперу… помню белые колонны Большого театра,… парадную лестницу,.. сверкающие огни фойе… Неясный говор, приглушенный смех. Атмосфера чего-то необычного, волнующего. Мое отражение в большом зеркале, рядом с нарядными дамами… Как замирало сердце, когда медленно гас свет в зале,… трепетное сияние люстр сливались с первыми звуками оркестра и поднимался занавес, эта волшебная стена, отделяющая тебя и других зрителей от таинственного мира сцены… Я почти не знал таких людей, которые не были бы взволнованы атмосферой театра…».
Мы приглашаем Вас посетить нашу театральную выставку-вернисаж и узнать интересную и увлекательную информацию о создании прекрасных полотен художников мира, насладиться изысканными изданиями по искусству и просто приятно провести время в уютном зале библиотеки.
Марина Перминова