Как не уронить самооценку ребенка?
1. Никогда не критикуйте ребенка. Особенно в присутствии других людей. Любое сравнение, сказанное невзначай, в разговоре, ребенок воспримет как оценочное не в свою пользу. Любую критику ребенок воспринимает болезненно, в итоге появляются неуверенность в себе, страхи, подавленность и даже замкнутость. Это плохая привычка, даже если вам кажется что ваши слова «помогут» ему в жизни и сделают «как лучше».
2. Не делайте антикомплиментов, милых и ласковых с виду, но прямо указывающих на недостаток малыша «слоник» (вес), «кролик» (торчащие зубы), «лопушок» (большие уши). Во-первых, чтобы постоянно не акцентировать на этом внимание, а во-вторых, чтобы искоренить дурную привычку: «Мы – любя, нам можно!»
3. Избегайте ироничных замечаний и не переводите разговор на другую тему, если ребенок заговорил о любых аспектах своей внешности (тело, одежда, прическа). Такие замечания не дают развиваться чувству уверенности в себе и существенно понижают самооценку ребенка. Например, когда малыш спрашивает: «Красивая у меня заколка на голове?», ему отвечают: «Лучше покажи, что в голове, уроки выучил?», таким образом, демонстрируя, что внешность не главное, главное — содержание.
4. Дети прекрасно перенимают родительское отношение к телу, поэтому избегайте комментариев по поводу возрастных изменений в своей внешности или несовершенств фигуры.
5. Не акцентируйте внимание на внешности других людей в разговоре, чтобы у него не создалось ложного впечатления, что привлекательная внешность – самое главное в человеке.
6. Не конкурируйте с ребенком: «А я в твои годы уже…». Если ребенок не дотягивает до ваших стандартов – значит он в проигрыше, это «прекрасный повод» возненавидеть себя и свою внешность.
7. Не давайте детям противоречивых посылов – например, рассказывать дочери о необходимости выйти замуж и иметь детей, и тут же вздыхать и жаловаться о негативном влиянии родов на фигуру. Этим самым вы создаете неразбериху в голове и формируете постулат – быть красивым – не для тебя!
8. Не относитесь к старости как к чему-то некрасивому и ужасному, не ставьте молодость во главу угла, чтобы ваш ребенок не потратил свою жизнь на погоню за исчезающей юностью и не пропустил свою реальную жизнь.
9. Не обесценивайте переживания ребенка: «Ерунда, пройдут твои прыщи, нашел из-за чего расстраиваться!». Посочувствуйте и поддержите ребенка добрым словом или делом (косметолог, врач-дерматолог, тренажерный зал и т.д.)Переводите разговор в конструктивное русло – отмечайте достоинства внешности ребенка. Обсуждайте, как это продемонстрировать, чем подчеркнуть. Недостатки есть у всех, но главное – это наши достоинства, вот какую идею должен воспринять ребенок после разговора.