Воспоминания Будиной Надежды Степановны
21 июля 2017 года Надежда Степановна была гостем Качканарской городской библиотеки, вот, что мы от нее услышали:
«…Родом я из посёлка Черноисточинск, что под Нижним Тагилом. Старинный красивый посёлок.
А в конце 50-х по посёлку слух прошёл, что где-то на севере город новый строят. Потом приехал человек, мы его вербовщиком звали. Агитировал ехать на комсомольскую молодёжную стройку. Желающих много было. Погрузили нас на машины, и мы поехали. 11 машин набралось. Ехали с плакатами да с песнями. Привезли на Качканар, поселили в общежитие. Сейчас это дом номер 17 на улице Первомайской.
В общежитии.
Лето 1960 года.
Три подруги
Лето 1960 года.
Слева направо –
Рогушева Ольга,
Кузнецова Зоя,
Будина Надежда
Как приехали сразу на стройку. Копали ямы для столбов, столбы ставили. Днем стройка, а вечером учились на штукатуров-маляров.
В общежитии в одной комнате по 11-ть, а то и больше человек жили. С соседкой Зоей Кузнецовой спали на одной койке. Дружно тогда жили, всё делили пополам. Кушать варили по очереди на всю комнату, плитка-то одна на всё общежитие была. Кто свободен – тот и кашеварит. Да и столовая рядом была, обедали там. Так почти 3 года в общежитии и прожила. А в свободное время главные развлечения, кино, танцы!
Танцы-то сразу были, под открытым небом танцевали. В нынешнем парке «Строитель» была сколочена дощатая танцплощадка. Туда мы и бегали после работы. Сигналом к началу танцев был звук играющей гармони. Фильмы смотрели прямо под открытым небом, а когда дожди начались, кино переместилось в палатку.
А вспомнить «лежнёвку»? Это была главная рабочая дорога, проспект, как в шутку мы его называли. Когда шли дожди, тропинки ведь подмывало очень сильно, порой до работы было не добраться. Вот и придумали колотить из досок дорожки для пешеходов, так называемую лежнёвку. Ведь и песню про неё сложили.
Или так называемая Гора любви. Откуда это название пошло - так там свидания назначали. Там место такое хорошее: горушка, кругом березы. Даже после дождя там можно было гулять – не завязнешь в грязи. Танцплощадка рядом была, натанцуемся и идём гулять на Гору любви.
Потом приехали молодые ребята, солдаты из Москвы. Так и познакомились с будущим мужем, поженились. Мы оба в строительном управлении (СУ) №5 работали. Не успели заявление в ЗАГС даже подать, а меня вызывают в постройком. Говорят, замуж, Надежда, собралась? А чего квартиру не просишь? Молодожёнам тогда квартиры сразу давали.
Качканарская
лежнёвка
Бригада штукатуров-маляров
на строительстве больничного городка.
20 апреля 1962 года.
Вторая слева в первом ряду – Будина Надежда..
Поженились, первый ребенок у нас появился. А в декрете только 3 месяца сидели, ещё месяц отпуска и надо уже было на работу выходить. Во время рабочей смены на кормление давали один час, и на обед час. Дочку у бабушки-соседки приходилось оставлять, по рублю в день ей платила. Потом дали место в детских яслях.
Муж был заядлым рыбаком. Сам лодку сварил, он ведь сварщиком был. Часто на природу ездили. Много фотографировали, он с фотоаппаратом на Качканар приехал. Это тогда такая роскошь была! Только мало пожить нам пришлось, муж погиб на работе. Работал сварщиком на ТЭЦ, а там котел взорвался. Три человека пострадало и он в том числе. Сильно обгорели. И с тех пор я одна всю жизнь. Младшей дочери всего 2 года было. Одна я двоих детей растила.
Много домов в Качканаре моими руками построено. Первая двенадцатиэтажка. Знаю, что эти дома не сразу разрешили строить в Качканаре, строили тогда типовые дома в основном. Но главный архитектор города отстоял этот проект аж в Москве, хотя он был гораздо дороже. А как эти дома хорошо вписались! Там ведь и квартиры отличительные, в комнатах по пять углов. Я горжусь тем, что строила эти дома!
Строили корпус крупного дробления комбината (горно-обогатительного) строили. Моя бригада штукатурами-высотниками работала. Обвязывали нас верёвками для страховки, на пояс ведро с краской на «собачку» подцепляли, и мы как те же собачки по стене лазили. По молодости ведь ничего не страшно. Производственные здания строили, потом на жилые дома перешли. Вечером учились, днем работали, всё успевали. Хоть и голодное было время тогда, но дружное. Тогда, в 60-е гораздо тяжелее было: недоедали, работали тяжело, приспособлений, механизмов для облегчения нашего труда не было, грязь кругом, машина не везде пройдёт. Но нет, мы не унывали. Верили, что город-сад строим!»
У Надежды Степановны большая часть жизни прожита в Качканаре, и закончила она свою беседу словами, как бы обращением молодым его жителям: «Красивый мы вам город построили. Зелёный, яркий! Живите, молодёжь, и берегите его!»