Лермонтов.ru
http://www.feb-web.ru/feb/lermont/default.asp
Лермонтов в Фундаментальной электронной библиотеке (ФЭБ)
Биография. Произведения. Картины и рисунки Лермонтова
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
Лермонтов и русская культура
http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/
Полные тексты произведений М. Ю. Лермонтова в библиотеке Максима Мошкова
http://ilibrary.ru/author/lermontov/index.html
Произведения М. Ю. Лермонтова в Библиотеке Комарова
Открывая Лермонтова. Виртуальная книжная выставка
И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
(Ираклий Андроников)
Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - 784 с.: ил. - (Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом)
http://feb-web.ru/feb/lermenc/default.asp?/
feb/lermenc/lre/lre.html
Библиотеки:
Юношеская библиотека (5А мкр. дом 7А)
«Лермонтовская энциклопедия» знакомит читателя со всеми сторонами творческого наследия Лермонтов и его биографии; он найдёт в ней статьи, посвящённые каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре и кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.
Афанасьев, Виктор Васильевич
Лермонтов. –
М.: Мол. гвардия, 1991. – 560 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей)
Библиотеки:
Юношеская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Исследование жизни и творчества великого русского поэта. Редакция сочла возможным сохранить в ней далеко не бесспорные, но безусловно, интересные авторские оценки лермонтовского наследия и суждения, не имеющие аналогов в практике отечественного лермонтоведения.
«Чем дальше ехали, тем меньше вспоминались Мише Тарханы. Где теперь эти Тарханы! Так далеко, что, кажется, туда уже невозможно вернуться. А жизнь там шла шумная, веселая и даже буйная. Миша, в младенчестве перенесший несколько обыкновенных болезней, быстро окреп, стал шалуном и атаманом. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот товарищи-сверстники, приглашенные из соседних имений жить в Тарханы. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. Ледяные горы... Вот учителя - какие бы ни были, лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник — дым коромыслом, лишь бы Миша был весел. Ряженые… Качели… Дома и на дворе Миша в окружении толпы, он задерган и заверчен в шуме и суете.
Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца - почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? Вдруг начнет выспрашивать о матери — почему да как померла, да что было? Рано ему все это знать… Да не об отце ли он думает?!. «Миша, послушай, как девки хорошо поют!» — и ведет его в девичью. Девки знают, что надо петь веселое и плясать, чтобы барчук непременно развеселился. И ведь всегда добивались этого.
Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша — один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки…»
Висковатов, Павел Александрович
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество /
вступит. статья Г. М. Фриндлендера. –
М.: Современник, 1987. – 494 с.: ил. –
(Любителям российской словесности. Исследования о классике)
http://az.lib.ru/w/wiskowatow_p_a/text_0020.shtml
Библиотеки:
Зал делового чтения (5А мкр. дом 7А)
Это первая подробная биография Лермонтова, которая появилась в России. Впервые книга была издана в 1891 году, к 50-летию со дня смерти поэта, и после этого почти 100 лет ни разу не переиздавалась — до 1987 года, когда она стала бестселлером среди всех, кто изучает, преподает и просто любит Лермонтова. Главная ценность этой лермонтовской биографии в том, что автор лично беседовал с людьми, знавшими поэта.
Второе — Павел Висковатов обладал доступом к самому объемному архивному материалу, который так или иначе касался Лермонтова (к сожалению, последующие катаклизмы, потрясавшие Россию, разметали этот архив по всему свету, многое утрачено или попало в частные руки). Третье — это наиболее полная и подробная биография Лермонтова (ярко обрисованы все его воспитатели, преподаватели, друзья и подруги, все обстоятельства жизни поэта — с рождения до смерти).
История раздора между овдовевшим отцом и бабушкой поэта, когда они буквально рвали ребенка друг у друга из рук (доводя его до такого страдания, что он думал о самоубийстве), изложена во всех подробностях. Это объясняет тяжелый характер Лермонтова, который многие современники считали причиной его гибели. Отсюда и постоянный мотив смерти в его стихах.
П. Висковатов не считает нужным скрывать подробности «гусарских загулов» Лермонтова и сочинение «нескромных» эротических поэм в дни его юности (а кто их не сочинял — и Пушкин грешен), но и об этом автор биографии пишет с благородной сдержанностью, так же как о любовных увлечениях поэта. В этой книге вы не найдете сенсаций, но не найдете и лжи. Некоторые неточности объясняются неполной осведомленностью автора (например, история любви Лермонтова к Н. Ф. Ивановой стала известна лишь в XX веке).
За свою жизнь Лермонтов нажил немало врагов, и П. Висковатов последовательно описывает, как это происходило. Для них он был Маёшка, уродец — внешне и внутренне. Для нас — «другой, еще неведомый изгнанник». Да, как ни странно – неведомый. Чем больше подробностей становится известно о Лермонтове, тем бóльшей загадкой предстает он перед нами. Это и влечет к нему так неодолимо…
«Умственные интересы в школе [Школа гвардейских юнкеров] не были особенно сильны, и не они, конечно, сближали Лермонтова с его товарищами. Напротив, он любил удаляться от них и предаваться своим мечтаниям и творчеству в уединении, редко кому читая отрывки из своих задушевных произведений, чувствуя, что они будут не так поняты, и боясь каждой неосторожной, глубоко оскорблявшей выходки. В отношениях его к товарищам была, следовательно, некоторая неестественность, которую он прикрывал веселыми остротами, и такие выходки при остром и злом языке, конечно, должны были подчас коробить тех, против кого были направлены. Надо, однако, взять во внимание и то, что Лермонтов ничуть не обижался, когда на его остроты ему отвечали тем же, и от души смеялся ловкому слову, направленному против него самого. Его, очевидно, не столько занимало желание досадить, сколько сказать остроту или вызвать комичное положение. Но не все имели крупный характер поэта. Мелкие, самолюбивые натуры глубоко оскорблялись там, где Лермонтов видел одну забавную выходку. Люди сохраняли против него неудовольствие. Капля за каплей набирались злоба к нему, а поэт и не подозревал этого. Так бывало с ним и в последующие годы.
Лермонтов острил не только над другими; он трунил подчас и над своими недостатками. Так, он изобразил самого себя в карикатуре, в шинели в рукава поверх мундира и гусарского ментика. В таком виде ходили юнкера в большие морозы. Костюм этот придавал сутуловатой, широкоплечей и малорослой фигуре Лермонтова чрезвычайно неказистый вид. Сам же он потешался и над данным его товарищами прозвищем. В Школе редкий из юнкеров не имел такого. Поливанова называли «Лафою», князя Иосифа Шаховского за большой нос — «Курком», Алексея Столыпина звали «Монго», Лермонтова «Маешкой» — называнием, взятым из одного французского романа, где фигурирует горбун «Mayeux».
Лермонтов так мало обижался этим прозвищем, что в одной поэм все время описывает под этим именем самого себя, не щадя юмористических красок»
Толстиков, Александр Яковлевич
Михаил Юрьевич Лермонтов.
История о поэте, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой». –
М.: Белый город, 2008. – 64 с.: ил. – (Исторический роман)
Библиотеки:
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Валериановская поселковая библиотека (ул. Лесная д. 5А)
Книга рассказывает о жизни и творчестве великого русского писателя, чью поэзию современники называли «новым звеном в цепи исторического развития нашего общества». Произведения М. Ю. Лермонтова не оставляют равнодушными сердца людей разных поколений, так как, по словам В.Г. Белинского, «писаны кровью» и «звучат как колокол на башне вечевой»
Книга прекрасно иллюстрирована. На ее страницах более 80 работ прекрасных художников, в том числе воспроизведены картины самого М. Лермонтова. В книге есть дополнительный справочный материал, помогающий лучше ориентироваться в характере эпохи.
«Много лет он мечтал о встрече с Пушкиным. Мечтал — и боялся. Казалось бы, чего проще? Адрес известен, не примет — прийти еще раз. А потом еще... Что же мешало? Гордость? Какая уж гордость - кто такой Пушкин и кто он сам, никому не известный гусарский офицерик… Но вот не довелось. Не встретились, не познакомились. Страшную весть принес в дом двоюродный брат, Николай Столыпин, который служил в министерстве иностранных дел. Лермонтов не желал слушать подробности дуэли Пушкина с сыном голландского посла Дантесом. Он лег в постель и заболел. Был жар, он бредил, бормотал что-то невнятное, и бабушка, не на шутку испугавшись, пригласила доктора Арендта, который лечил всю петербургскую знать. Милейший Николай Федорович поставил диагноз: нервное расстройство. Вместо того чтобы прописать больному пилюли, он подробно рассказал Мишелю о последних часах жизни Пушкина — все это время доктор находился рядом с великим поэтом.
Когда прошла первая горячка, Лермонтов взял чистый лист бумаги и без единой помарки написал стихи, которые через два дня стали известны всему Петербургу, а вскоре и всей России:
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!»
Удодов, Борис Тимофеевич
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». –
М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
http://www.feb-web.ru/feb/lermont/critics/udo/udo-001-.htm
Библиотеки:
Взрослая библиотека (ул. Гикалова дом 6)
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Валериановская поселковая библиотека (ул. Лесная д. 5А)
Как всякое подлинно классическое произведение, роман «Герой нашего времени» вот уже на протяжении более полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский говорил, что они принадлежат «к вечно живущим и движущимся явлениям… Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии».
Титов, Александр Александрович
Лето на водах: повесть. –
Л.: Дет. лит., 1980. – 287 с.: ил.
Библиотеки:
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Повесть о последних месяцах жизни М. Ю. Лермонтова, о его отношениях со светом, с литературными кругами. Значительное место уделено участию поэта в военных действиях на Кавказе, двойственный характер которых он постиг одним из первых среди своих современников.
«Мартынов шел навстречу Лермонтову прямой и твердой поступью, в которой было и что-то величественное, и что-то неживое, деревянное, — поступью, доставлявшей ему когда-то, еще в юнкерской школе, высшие отметки на занятиях по пешему строю. В вытянутой правой руке он держал пистолет, пока еще не целясь, а только как бы примериваясь и то поднимая, то опуская дульную часть.
— Два! — прохрипел тот же чужой голос, который теперь принадлежал Ксандру.
Мартынов, все так же ровно и деревянно ступая, в последний раз чуть-чуть опустил дуло пистолета и, остановив его на уровне лермонтовского пояса, начал медленно и тщательно прицеливаться. Теперь вороненое дуло смотрело на Лермонтова снизу, как чей-то пустой и немигающий глаз, и Лермонтов, остро пораженный этим сходством, отвел взгляд и увидел свой черный форменный сюртук, брошенный Глебовым под куст.
Куст низко клонился под ветром, но его растрепавшиеся тонкие ветки не поддавались мощной стихии и, словно нарочно, не хотели коснуться треугольного красного отворота на груди сюртука.
«Вот если хоть одна веточка дотронется, тогда я буду убит!» — загадал Лермонтов и, отведя взгляд, тотчас же опять посмотрел в ту сторону. Невысокая, совсем тоненькая веточка, росшая отдельно от куста, трепеща мелкой листвой, склонялась все ниже и ниже, едва не касаясь самым верхним листочком красного отворота, но стоило ветру хоть на мгновение ослабнуть, как она вновь выпрямлялась.
«Хорошо! Держись, милая!» — с нежностью подумал Лермонтов, глядя, как веточка, словно поняв его и исполнившись к нему сочувствием, не поддается ветру.
— …Три! - прохрипел вдруг чужой голос, к которому Лермонтов за эти долгие миги так и не смог привыкнуть.
Смятый отдавшимся в горах грохотом, пронзенный мгновенной сковывающей болью, ослепленный вспышкой порохового пламени или сверканием наконец-то разразившейся грозы, Лермонтов не успел заметить, коснулась веточка отворота или нет. А она коснулась - как раз в тот момент, когда Миша Глебов, с бледным исказившимся лицом, первый подбежав к распростертому на земле телу, сказал устало и безнадежно:
— Убит!..»
Этот край… моя отчизна!
Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». –
М.: Воскресенье, 2002. – 160 с.: ил.
Библиотеки:
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М. Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Красочное, необыкновенно красивое издание с яркими фотографиями рассказывает о прошлом и настоящем усадьбы Тарханы, о детских годах поэта.
…И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье...
М. Ю. Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен…», 1840 г.
Ломинадзе, Сергей Виссарионович
Поэтический мир Лермонтова. –
М.: Современник, 1985. – 288 с.
Библиотеки:
Взрослая библиотека (ул. Гикалова, дом 6)
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Валериановская поселковая библиотека (ул. Лесная д. 5А)
Известный литературовед и критик С. В. Ломинадзе осмысливает поэтическое наследие М. Ю. Лермонтова как целостный духовный космос, подлинный поэтический мир. Анализ этого трагически прекрасного мира и составляет содержание книги. Её составили статьи, писавшиеся независимо друг от друга на протяжении нескольких лет.
Андреев-Кривич, Сергей Алексеевич
Всеведенье поэта. –
М.: Сов. Россия, 1973. – 254 с.: фото, ил.
Библиотеки:
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Сергей Алексеевич Андреев-Кривич один из оригинальных и самобытных ученых-литературоведов. Все его внимание направлено на предмет исследования. Стремление к сжатости само говорило за себя. В сущности это и приближает Андреева-Кривича к избранному им навсегда герою — к самому Лермонтову. Сам ученый становится на этот раз поэтом. Тот, кто учился у поэта - да еще какого поэта! - сам становится невольно и неизбежно поэтом!.. Это и произошло с Андреевым-Кривичем. Издание дополнено множеством фотоиллюстраций.
«Через месяц после производства в офицеры Лермонтов пишет еще одно письмо М. А. Лопухиной — честное и растерянное. «Дорогой друг! — что бы ни случилось, я никогда не буду называть вас иначе, оборвалась бы последняя связь, еще соединяющая меня с прошлым, — никакие блага мира не заставят меня согласиться на это; ибо мое будущее, с виду блестящее, пусто и пошло; должен вам признаться, что с каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, что ни к чему никогда я не буду способен, со всеми моими прекрасными мечтами и дурными опытами на жизненном пути… ибо: или нет случая, или не хватает храбрости! …мне говорят: случай наконец представится! опытность и время сделают вас смелым!.. а кто знает, когда все это придет, останется ли что-либо от той пламенной и молодой души, которой так некстати наделил меня господь? не иссякнет ли моя воля от долготерпения?.. не отвыкну ли я вполне от всего того, что заставляет нас двигаться вперед по жизненному пути?..
Вот так я начинаю мое письмо с исповеди — без всякого намерения! Ну, пусть она послужит мне извинением: вы из нее по крайней мере поймете, что если мой характер несколько изменился, сердце мое не изменилось».
Лермонтовский вечер в школе: инсценировки /
сост. и вступит. ст. Р. Л. Красновской. –
М.: Дет. лит., 1987. – 192 с.: ил.
Библиотеки:
Взрослая библиотека (ул. Гикалова, дом 6)
Детская библиотека (5А мкр. дом 7А)
Вы собираетесь провести лермонтовский вечер в школе. Вам, конечно, хочется, чтобы он прошел интересно, надолго запомнился, чтобы ваши зрители открыли для себя что-то новое даже в читанных прежде произведениях, чтобы дух лермонтовской поэзии коснулся их, и чтобы им захотелось узнавать о поэте больше. Но как это сделать? Просто выйти на сцену и по очереди «с выражением» прочитать стихи, которые вам больше понравились? Представьте, что со сцены в произвольном порядке читаете «Думу», «Молитву», «Родину», «Парус» и т. д. Но для этого не надо устраивать вечер: каждый может открыть дома сборник стихов Лермонтова и читать все подряд. Значит, просто выразительное чтение произвольно отобранных стихов не годится для сцены. Чтобы стихи не «рассыпались», их надо объединить какой-то идеей, которая в них же живет и представляется важной для понимания личности поэта и его творчества.
Сборник «Лермонтовский вечер в школе» предназначается не только для чтения, но и для работы над постановкой лермонтовских произведений. А работа предстоит не легкая, даже над «готовым», предложенным здесь материалом.
Мануйлов, Виктор Андроникович
Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография писателя:
пособие для учащихся. –
Л.: Просвещение, 1976. – 176 с.
Библиотеки:
Зал делового чтения (5А мкр. дом 7А)
В книге рассказывается о жизненном и творческом пути великого русского поэта. Большое внимание автор уделяет детским и юношеским годам Лермонтова, становлению его таланта, вершинам его поэтического и прозаического творчества.
«В начале июня [1831 года] Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного драматурга Ф. Ф. Иванова, в дочь которого Наталью, девушку удивительной красоты, был без памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили самолюбию избалованной успехом девушки, и сначала она благосклонно относилась к нему. Но в этот приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов убедился, что Наталья Федоровна предпочитает ему одного из его друзей.
Через несколько дней Лермонтов писал своему другу Н. И. Поливанову: «Нет, друг мой! мы с тобой не для света созданы; — я не могу тебе много писать: болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры… Много со мной было…»
А к Н. Ф. Ивановой поэт обратился с одним из лучших своих юношеских стихотворений:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила…»